МКОУ "Предивинская СОШ"
663065, Красноярский край, Большемуртинский р-н, п. Предивинск, ул.Луговая, д. 1
  • Социальный педагог

    Детская агрессивность, как следствие семейного воспитания


    В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление, что количество детей с подобным поведением постоянно увеличивается. Скорее всего, это так и есть. Ведь образ жизни, средства массовой информации, поведение взрослых очень способствуют формированию у ребенка такого способа поведения, когда он постоянно вынужден демонстрировать свою силу, нападать, кричать и ругаться.

          Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и часто несчастный человечек, которого никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

         Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т. д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Практика показывает, что на агрессивность ребенка большое воздействие имеют родители и окружающая его социальная среда.

    Рассмотрим наиболее распространенные «семейные» причины детской агрессивности:

    1. Неприятие детей родителями.  Эта одна из причин агрессивности, и не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности  проявляются у нежеланных детей. Хотя родители могут не говорить ребенку  напрямую, что его не ждали и не хотели, он это чувствует, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми способами доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие.  Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это агрессивно.

    2. Безразличие или враждебность со стороны родителей. Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждены по отношению к ним.

    3. Разрушение эмоциональных связей в семье, то есть когда супруги существуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает «дремлющий вулкан», извержение которого можно ждать в любую минуту. Эмоционально-психологическая атмосфера  в такой семье становится настоящим испытанием для ребенка, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой.  Часто ребенок старается примирить, в меру своих сил, родителей, но в результате сам попадает под горячую руку.  В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, чтобы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают  прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен.   Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывая  резкие проявления агрессивного поведения.

    4. Неуважение к личности ребенка.  Это некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания – все то, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка порождают у него глубокие и серьезные комплексы, вызывая неуверенность в себе и в своих силах.

    5. Чрезмерный контроль или полное его отсутствие. Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает характер матери или отца.  Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, не допуская никакого проявления его личной инициативы,  и не предоставляя ему возможности быть собой.

    6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.  Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Противоположная природа возникновения агрессии у детей, родители которых вечно заняты. Их агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются.  Они действуют по принципу: «лучше пусть отчитают, чем не заметят».

    7. Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивности поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами родителей.  Если вы пытаетесь поставить ребенка по стойке «смирно», он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой.  Ведь вы посягнули на главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход.

    8. Отказ в праве на личную свободу. У ребенка должно быть свое личное пространство (отдельная комната, персональный уголок, отделенный с помощью шкафа или ширмы). Нельзя брать личные вещи ребенка без спроса.

    9. Подсознательное ожидание опасности.  Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоит неподдельное горе и настоящая трагедия.  Иногда поведение ребенка диктуется страхом.  Когда он напуган, то перестает понимать, кто ему друг, а кто враг.

    10. Неуверенность в собственной безопасности. Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, ребенок представлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности, он становится недоверчивым и подозрительным. Ребенок психологически сжимается в комочек и, замирая от страха, ждет «удара». Главное в такой ситуации – убедить ребенка в том, что на него никто не собирается нападать, следовательно, он может спрятать «колючки» и  расслабиться.

    11. Эмоциональная нестабильность. До 17 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые называют капризами.  Настроение  ребенка может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.  В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется.

    12. Недовольство собой. Это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения со стороны родителей, приводящим к тому, что дети не научаюся любви к себе. Для ребенка, как и для взрослого, жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто как такового – немотивированно.  Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

    13. Повышенная раздражительность.  Обидчивый и раздражительный ребенок может выдернуть стул из-под другого ребенка, который случайно занял место, на которое ему хотелось сесть.  Проявлением пассивной агрессии можно считать отказ ребенка от обеда, если его место заняли в то время, когда усаживались за еду.  Такие дети видят намеренное причинение себе вреда, а во всех негативных поступках, в том числе своих  собственных, обвиняют кого угодно и что угодно, но только не себя.

    14. Чувство вины. Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и дети с обостренным чувством совести, потому что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо и кому причинили вред. Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобятся время и помощь, поддержка взрослого.

    15. Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. У особо чувствительных и впечатлительных детей агрессивная реакция может быть следствием общего, а также нервного  и эмоционального переутомления.

    16. Влияние продуктов питания. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада.  Пониженный уровень холестерина отмечен в крови у большинства самоубийц и тех, кто совершал попытки самоубийства. Низкий уровень холестерина ведет к пассивной агрессивности.

    17. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.  Жара – стресс для нашего организма, особенно непривыкших к ней северян, а потому мы становимся особенно раздражительными и возбудимыми в жару.

    18. Социально-биологические причины.  Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Неагрессивные дети в школе воспринимаются уже как редкость.  Родители настраивают своих детей, чтобы они давали сдачу, поскольку иначе они не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя.  Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии, связанные с проявлением враждебности, считая это патологией. Большинство учителей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в классе обстановки дружелюбия и уравновешенности, но наоборот, агрессия накапливается в бессознательной сфере ребенка.  Однажды она вырвется наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается невиновным.

    Часто требования родителей вести себя тихо, не шуметь, не прыгать отражают не заботу о ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которая усиливается под действием детского шума и суматохи.  По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка.  Дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, ненужными, о плохом отношении с одним или с обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью.  Отношение ребенка  с родителями имеет большое значение.  Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения

    Рекомендации родителям:

    • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
    • Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.
    • Развивайте у агрессивных детей сочувствие к сверстникам, взрослым, к живому миру.
    • Учите детей различать свои чувства, понимать их и анализировать.
    • Не запрещайте детям проявлять отрицательные эмоции.
    • Помогайте адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и состояние «ребенка-жертвы».
    • Расширяйте его представление о том, какими еще способами он может самоутверждаться.
    • Умейте принять и любить своего ребенка таким, какой он есть.
    • Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
    • К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

    В заключение хотелось бы сказать, дети - это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя. Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь их увлечениями, играйте вместе и учите жить в коллективе других детей.

    Советы родителям


    К сожалению, сейчас во многих семьях родители совсем мало времени уделяют общению с детьми. Многие родители представления не имеют, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Нас окружает огромное количество гаджетов, способных увлечь и «обучить» ребенка. Вот и прибегают родители или к включению телевизора с мультфильмами, или компьютера (планшета или телефона) с играми. Правильно ли это, верный ли родители выбирают путь? Знакомство с новыми видами техники или с поиском информации в сети Интернета конечно необходимо, но это знакомство ни в коем случае не должно брать верх над простым общением, тем более родителей со своими детьми. Ребенку нужно постоянное родительское внимание и добрая поддержка. Общение – это главное условие для развития в ребёнка. В общении устанавливается взаимодействие детей и родителей, взаимное познание внутреннего мира, установление и развитие взаимоотношений.

    Главное в общении с ребёнком – сохранить с ним  контакт и доверительные отношения.

    • Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
    • Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра).
    • Разговаривайте с ним чаще. Будьте вместе. Займитесь общим делом.
    • Безусловно, принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный и так далее, а за то, что он есть.
    • Можно выражать недовольство поступком,  отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
    • Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься  и т.д.)»
    • Прикасайтесь к своему ребёнку, чаще обнимайте его.
    • Берите на себя только то, что ребенок не может выполнить сам. Остальное предоставьте делать ему самостоятельно.
    • Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями его действий(в разумных пределах). Тогда он научится отвечать за свои поступки и делать правильные выводы.
    • Не скупитесь на похвалу. Она принесёт больше пользы, чем критика.
    • Не сравнивайте ребёнка с другими  детьми.
    • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого  ребёнка.
    • Правила и требования должны быть согласованы родителями между собой.
    • Наказывать  ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не делая ему плохое.

    Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи и обратиться за советом.

    Формирование культуры поведения  ребёнка рождается в семье


    Свои первые жизненные уроки ребёнок получает в семье, у отца с матерью. Именно семья должна давать ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о законопослушном поведении.

    Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие детский сад, школа, друзья и средства массовой информации. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых дней жизни ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения имеют решающее значение в воспитании ребёнка.

    Существует множество понятий «культура поведения», но все они сводятся к тому, что это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, то есть культура поведения - ЭТО культура общения, культура внешности, культура деятельности и культура речи.

    В соответствии с этим определением перед родителями стоят следующие задачи воспитания культуры поведения детей:

    Формирование культуры деятельности

    Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время перемен, в выполнении трудовых  поручений дома и в школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в отношении детей к общественному имуществу, как к своим личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.

    Формирование культуры общения

    Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.  Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

    Формирование культуры речи

    Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску и смысл сказанного.

    Формирование навыков личной и общественной гигиены    

    Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих вещей, и это касается не только одежды, но и школьных принадлежностей. Опрятность должна быть во всем.

    Успешное формирование этих правил начинается в семье и только на личном примере родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы их учим, подкреплялось конкретными примерами, чтобы дети видели, что у взрослых слова не расходятся с делом.

    Чем опасен интернет?


    Современные дети с малых лет знакомы с Интернетом. Многие родители знают, что во «всемирной паутине» ребят подстерегают различные опасности. В этой статье мы собрали материал о том, какие существуют интернет - угрозы и как родители могут защитить своих детей от этих опасностей, устанавливая определенные правила, беседуя, разъясняя, а также  ограничивая доступ в интернет-пространство  при помощи установки специальных  фильтр-программ.   

    Основные виды угроз в интернете для детей:

    • Сайты, связанные с сексом. В интернете много сайтов, где пропагандируют  сексуальные отношения: секс за деньги, разные извращения, гомосексуализм… От этого нужно оградить своих детей, особенно, если они еще маленькие и многого не понимают. Попав на такой сайт, ребенок может получить серьезную психологическую травму.
    • Сайты, распространяющие информацию о запрещенных вещах и понятиях. К таким относятся терроризм, сектантство, фашизм и т. д. Такая информация может также сильно навредить слабой психике ребенка и втянуть в неприятные ситуации.
    • Компьютерные игры. Во-первых, во многих играх присутствуют насилие, убийства, во-вторых, игры начинают заменять реальный мир, ребенку все тяжелее выходить из игры, особенно, если он чувствовал себя настоящим героем в игре и у него там много друзей. Поэтому обязательно контролируйте, во что играет ваш ребенок, сколько времени он проводит за компьютером и,  если играет в онлайн – игры,  немаловажно  знать с кем.
    • Азартные игры. Они обещают большие деньги за короткий срок. А ведь ребенку гораздо сложнее устоять перед таким соблазном, чем взрослым. Под влиянием жажды выигрыша ребенок  может  начать тратить родительские деньги.
    • Форумы, социальные сети, сайты знакомств затягивают детей и подростков в виртуальный мир.  Они там дружат и даже влюбляются, ведь  всегда проще общаться, а в реальности у ребенка могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками.
    • В сети много мошенников и им легче подобраться к нам и нашим детям. Есть много способов обмануть человека. Рассмотрим один из популярных способов обмана в сети. В vk приходит сообщение от «друга», в котором он просит дать номер сотового телефона, потом приходит «смс-ка» о выигрыше крупной суммы денег. Чтобы их получить, мошенники просят отправить смс со своего телефона на другой номер. В итоге с вашего мобильного счета или банковской карты списывается приличная сумма.
    • Обман в реальном мире. Через интернет любой человек может познакомиться с вашим ребенком. Приведем пример: симпатичная девушка заходит на страницу к вашему сыну и назначает ему свидание. Ваш ребенок приходит на место встречи, а к нему подходит неизвестный мужчина, представляется отцом девушки и уговаривает отвезти его к ней, так как она заболела. В этом случае с ним может произойти беда. Живя в маленьком и спокойном поселке,  наши дети привыкают всем доверять, потому что жизнь в Видяево можно определить афоризмом «человек человеку – брат». Но мы ездим в отпуск, отпускаем подростков погулять в Мурманск.  подрастая,  они уезжают учиться,  и наша с вами задача -  научить их безопасному поведению

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie